Тимур Меджитов, заместитель директора
по работе с органами власти компании DIRECTUM, поделился мнением о причинах
роста спроса на отечественное ПО в сфере организации документооборота.
Политика импортозмещения – не главная причина, хотя сильный катализатор.
Как развивался рынок ИТ в госсекторе в
2014-15 гг.?
Для госсектора 2014 и 2015 годы стали
периодом становления и массового запуска АИС МФЦ, развития региональных
порталов государственных услуг в части увеличения количества электронных
услуг и удобства получения. Таким образом, на рынке были востребованные
данные услуги.
Параллельно в отдельных регионах
проводились работы по подключению граждан к ЕСИА и популяризации электронных
услуг среди населения. Так, например, Агентство информатизации и связи
Удмуртской Республики при поддержке компании DIRECTUM в сентябре прошлого
года инициировало региональный конкурс «ИТ-марафон», направлен он был на
привлечение новых пользователей госуслуг через интернет. Похожие целевые
работы проводили Тюменская область, Новосибирская область и другие регионы.
Также значительное внимание уделялось
работам по обучению старшего поколения и социально активных слоев населения
электронным услугам. В частности курсы обучения для пенсионеров по общей
компьютерной грамотности и пользованию госуслугами в электронном виде.
Как вы оцениваете риски от использования
решений иностранных вендоров в сфере ECM?
Любой крупной организации необходима
адаптация решений под собственные процессы и задачи. А для качественной
адаптации решений требуются услуги квалифицированных консультантов и
разработчиков. Сможет ли заказчик найти квалифицированных специалистов в
своем регионе или будет вынужден работать с единственным интегратором?
Сколько будет стоить сопровождение, техническая поддержка и обновление ПО с
непредсказуемым изменением курса валют? И что будет делать заказчик, если
иностранный вендор приостановит свою деятельности в РФ? Решение принимать
заказчику, но все перечисленные ограничения необходимо учитывать при
принятии решения, особенно с учетом их усиления в условиях текущей
экономической и геополитической обстановки.
С другой стороны, можно рассмотреть
иностранное свободное программное обеспечение (СПО) с точки зрения окружения
ECM-инфраструктуры. Например, заказчик может использовать бесплатные
заменители офисных приложений, альтернативные браузеры. При реализации
базовых требований заказчиков к данным приложениям это позволит получить
серьезный экономический эффект.
Заметили ли вы рост интереса
госзаказчиков к отечественным программным продуктам?
Государственные заказчики, безусловно,
стали обращать большее внимание на отечественные программные продукты. Рост
интереса, традиционно, связывают с темой импортозамещения – да, это
определяющий тренд, который активно поддерживается на законодательном
уровне. Но, как неоднократно уже подчеркивалось, импортозамещение должно
быть рациональным. Госзаказчики, как и любые крупные организации с
высокорисковыми приложениями, не могут себе позволить слепо следовать
веяниям моды. Замена решений требует взвешенной оценки – следует соизмерять
выгоды от внедрения отечественных продуктов и затрат на освоение технологий
и поддержку их работоспособности.
Однако интерес к отечественному ПО растет,
и импортозмещение – отнюдь не главная причина, хотя сильный катализатор.
Российский рынок ПО стал более зрелыми, в частности, рынок электронного
документооборота в нашей стране находится в активной проработке уже более 20
лет. Отечественные ECM-решения за это время вышли на высокий уровень
качества, местами не уступающий лучшим зарубежным аналогам, а в части
понимания российской предметной области превосходящий ее.
Расскажите о самом интересном проекте,
реализованном вашей компанией в 2015 г.
Работа велась сразу по нескольким
направлениям. Первое связано непосредственно с электронным
документооборотом. Компания DIRECTUM продолжила подключение органов местного
самоуправления (ОМСУ) Тюменской области к единой системе электронного
документооборота, с которой работают более 6000 пользователей и их число
только растет. Планомерно был реализован следующий этап проекта –
подключение подведомственных учреждений. Сегодня мы уже можем дать
положительную оценку проделанной работе – серьезно сократились накладные
расходы на взаимодействие между органами власти, ОМСУ и подведомственными
учреждениями региона.
Также в 2015 году завершился уникальный по
своей предметной области и реализации проект – реализована межрегиональная
система электронного документооборота для Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в
рамках программы «Сотрудничество». В системе работают сотрудники,
участвующие в управлении и реализации программы социального и
инфраструктурного развития трех регионов.
Второе направление – электронные услуги,
межведомственное взаимодействие и многофункциональные центры (МФЦ). В этой
области значительные усилия вложены в развитие АИС МФЦ и регионального
портала госуслуг (РПГУ) в Удмуртской Республике. Сейчас комплексная система
включает в себя систему исполнения регламентов, контур АИС МФЦ, систему
обеспечения межведомственного электронного взаимодействия и единую систему
электронного документооборота региона с охватом более 10 500 пользователей.
ecm-journal.ru