Давайте поговорим о трудностях роста
российского рынка управления контентом (ECM). Это довольно молодой рынок,
он активно развивается только последние 5-6 лет. Как утверждают аналитики
IDC, в условиях экономического спада российский рынок ПО для управления
контентом пострадал меньше других. У него большие перспективы в мировом
масштабе: аналитики Research and Markets предсказывают внушительный его
рост: 19,5% ежегодно, так что к 2020 году объем мирового рынка ECM достигнет
$60 млрд.
Когда молодость не в радость
В молодости мы гораздо проще переносим
трудности: простуду, можем не спать ночами и работать по 12 и более часов
в день. Аналогично и с рынком ECM сейчас в России. Но может ли
он развиваться быстрее? Скорее всего, да. Что ему мешает? Для ответа на этот
вопрос аналитики IDC провели исследование, опросили вендоров и интеграторов
и выявили ряд проблем. Среди основных: невысокий уровень корпоративной
культуры, сложность оценки отдачи от внедрения и дефицит квалифицированных
специалистов.
Начнем с корпоративной культуры. В первую
очередь это культура работы с ECM-системами, сам подход к восприятию
процессов и результатов работы с контентом. В России он очень специфический,
даже среди многих ИТ-специалистов, не говоря уже о представителях бизнеса,
нет стратегического, комплексного подхода к работе с ECM-решениями.
Исторически так сложилось, что разница восприятия систем управления
контентом в России и в мире велика. Например, на Западе сначала принято
создавать инфраструктуру для работы с контентом, а затем уже внедрять
прикладные системы. В России же компании прежде всего переводят в цифровой
вид всё, что у них есть на бумаге, попросту сканируют — и всё.
Инфраструктура не создается, а внедрённые системы применяются для решения
одной-двух задач. Какое уж тут безбумажное предприятие.
Понятно, что в таких обстоятельствах
оценить отдачу от внедрения (ROI) сложно. Когда системы применяются «лоскутно»,
они функционально ограничены. Понять, как решается конкретная задача,
просто, но оценить совокупный эффект для компании — задача, подчас
не реализуемая. Российский же бизнес в условиях частых и значительных
флуктуаций в экономике по-прежнему ориентируется на быструю отдачу
и конкретные, ощутимые в краткосрочной перспективе результаты.
Что касается дефицита квалифицированных
специалистов, то, согласно опросу PwC, 79% компаний признали его главным
бизнес-риском в России. Для роста рынка ECM нужны люди, способные изменить
подход к работе с контентом. Важно, что это не только ИТ-профессионалы,
но и бизнес-менеджмент. ИТ-руководители традиционно занимаются
ИТ-инфраструктурой, оборудованием, информационными системами, то есть
инструментами для выполнения бизнес-задач. Но спрос на прикладные системы,
способные вывести бизнес на качественно новый уровень (каковыми и являются
ECM), должен формироваться у руководителей профильных подразделений
компании. Сегодня топ-менеджеру недостаточно разбираться только в финансах
или продажах, он должен понимать ценность ИТ-решений, иметь профессиональные
компетенции и знания о том, как та же ECM-система позволит улучшить бизнес
в целом. В России, к сожалению, таких менеджеров мало (хотя, например,
в финансовом секторе их становится больше, ведь современный банк — это
на две трети ИТ-инфраструктура и сервисы).
Что делать, куда бежать
Чтобы решить проблему невысокого уровня
корпоративной культуры, нужно развивать компетенции руководства, чтобы
не только ИТ-директора, но и каждый топ-менеджер понимал, в чём
потенциальная и текущая ценность тех или иных ИТ-систем. Развитие
горизонтальной экспертизы у менеджмента позволит сформировать в компаниях
и на рынке культуру работы с контентом, а значит и спрос на современные
решения в этой области.
Традиционный для России подход, когда
бумажные документы просто переводятся в электронный вид, сегодня уже
не достаточен. Если даже оцифровать 80% всей информации в компании, а затем
проанализировать ее часть, остается еще 20%. А вдруг именно в этой части
содержатся важные для компании данные, которые при принятии решений в расчет
не принимаются? Возможность собирать, анализировать и управлять всей
располагаемой информацией позволяет наиболее полно и объективно выполнять
бизнес-процессы, повышать производительность труда.
Посмотрим на тех, кто это понимает. Вот
банки стремятся сделать свои системы управления контентом еще «умнее». Что
сегодня нужно клиентам банков? Персональные условия, тарифы и акции. Именно
об этом говорит Герман Греф: огромная централизованная зарегулированная
система устарела, требуются гибкие решения, способные меняться крайне
быстро. Именно такой agile-подход позволит в любой момент сделать
персональное предложение конкретному клиенту. Самим банкам тоже нужно
оптимизировать расходы и сокращать риски. Например, быстро проанализировать
неструктурированные данные в текстовом виде и принять обоснованное решение
о выдаче кредита.
Сформированная культура работы с контентом,
опыт реализованных проектов и понимание его ценности топ-менеджментом
поможет и при проведении оценок отдачи от внедрения ECM-решений. Без
подобных ИТ-систем современный бизнес будет проигрывать конкурентную борьбу,
вплоть до летального исхода.
Решение же проблемы нехватки
квалифицированных кадров лежит в двух плоскостях. Здесь важно разделить
компетенции менеджмента и квалификацию специалистов по управлению контентом.
Менеджмент должен быть сам заинтересован в развитии своих компетенций,
поскольку отдавать процесс принятия решения ИТ-директору или специалисту
по документообороту нельзя.
Какие компетенции нужны специалистам, уже
понятно. Например, Минтруда выпустило справочник востребованных новых
профессий, в котором уже значатся «специалист по работе с базой данных
организаций» и «специалист по электронному документообороту». В РАНХиГС
включили управление контентом в программу MBA. «Сбербанк Технологии»
предпринимает инициативы для улучшения компетенций сотрудников банка.
Им есть на кого ориентироваться: Google и P&G создали совместно эффективный
инструмент для повышения квалификации сотрудников, запустив программу обмена
кадрами для наращивания компетенций в сфере Digital.
Итак, следующие действия позволят, на мой
взгляд, в ближайшем будущем нивелировать риски, сдерживающие развитие
российского рынка ECM:
1. Формирование компетенций и спроса
на решения в области управления контентом не только у ИТ-специалистов,
но и у бизнеса
2. Подтверждение использования ECM-решений
в компании в качестве бизнес-образующего инструмента
3. Сотрудничество компаний для развития
компетенций сотрудников и создания площадок для их обучения через осознание
важности ECM