13.07.2016
В рамках прошедшего в мае DigEn Forum
стратегический информационный партнёр DOCFLOW – ECM-journal задал вопросы о
трансформации предприятий Максиму Смирнову, независимому эксперту, автору
учебных курсов и блога «Архитектура информационных систем». Он обладает
колоссальным опытом работы и проектов, ранее главный архитектор
информационных систем Банка России, руководитель Департамента IT-архитектуры
ОАО «Вымпелком».
За последние 10 лет рынок ИТ претерпел
большие изменения, как это отразилось на корпоративной ИТ-архитектуре?
Максим Смирнов:
За 10 лет рынок корпоративных информационных систем прошел сложный и не
очень прямой путь. Если 10 лет назад ИТ воспринималось как решение задач, то
сейчас для большинства организаций их текущие приложения превратились в
настоящую проблему. При этом заказчики достаточно лояльно, даже позитивно
относятся к технологиям, предоставляемым интернет-гигантами: социальным
сетям и мобильным приложениям, но скорее негативно воспринимают
корпоративные информационные системы.
Как правило, недовольство сводится к трем
основным аспектам: высокая совокупная стоимость владения, низкая скорость
внесения изменения, не достаточно удобный пользовательский интерфейс. Сейчас
это серьезный вызов для КИС, тем более, что понятно, как делать правильно.
Интернет-гиганты предлагают нам отказоустойчивые, даже антихрупкие,
программные архитектуры, которые, к сожалению, в текущих КИС организаций не
реализованы.
Как будут развиваться события, будет ли
постепенно часть функционала переходить из КИС к провайдерам облачным
сервисам, либо организации сумеют принять операционные модели развития ИТ и
соответствующие архитектуры приложений из интернет-мира и реализовать внутри
своей инфраструктуры, пока сказать сложно. Вероятно, будет и так, и так.
То есть Вы не считаете, что всем нужно
будет кардинально перестраивать, все убирать и строить заново. Есть
вероятность, что эволюционный путь развития тоже возможен?
Максим Смирнов:
Я думаю, просто невозможно переписать ИС, которую компания разрабатывала
15-20 лет, да это и не нужно – часто значительная часть функционала этой
системы уже давно не используется, она нигде не описана и переписывать ее
нет никакого смысла. Вопрос в том, как организовать как раз эволюционный
путь развития с учетом накопившегося багажа, который имеет не очень хороший
пользовательский интерфейс, стоит много денег, плохо приспособлен к внесению
изменений, но все-таки реализует нужный функционал. Как с использованием
этого багажа предоставлять оперативно новый функционал, необходимый
заказчику.
На DigEn Forum, прозвучало, что ERP –
тормозящий продукт, «цементирующий» бизнес, и от него требуется
отказываться. И корпорации – заложники таких цементирующих систем. Как вы
считаете, сможем ли перейти к приложениям, к другой архитектуре? Будут ли
продолжать жизнь именно вот такие системы, как и раньше, ERP, CRM и так
далее?
Максим Смирнов:
Учетные системы, безусловно, останутся, но акцент будет смещен на решения
другого класса. Существует очень интересная дилемма: CRM и ERP-системы – это
«цифровые системы», информация в них структурирована в отличие, например, от
систем управления корпоративным контентом [неструктутированным], которые
обычно называют «электронными системами». Важно понимать разницу между
«электронным» и «цифровым». Как раз СЭД дают стык между понятными для
человека "аналоговым” восприятием мира и удобным для обработки в
компьютерных системах цифровым представлением информации.
Поэтому я думаю, что будут развиваться
существующие системы и направления, возможно, часть из них изменится в той
или иной мере, часть сохраниться как есть – в замороженном виде, при этом
безусловно будут развиваться новые системы, особенно на стыке между клиентом
и компанией. Компании будут представлять различные каналы доступа: если
раньше это был веб-сайт, потом появились мобильные приложения, сейчас
появляются умные чат-боты, которые работают с мессенджерами, и какие каналы
нас ждут завтра мы и представить не можем.
Еще один момент – внешний и внутренний
документооборот, и в целом если говорить про цифровое пространство,
насколько российский бизнес существует или не существует в таком понятии?
Максим Смирнов:
Очень интересная тенденция – мы переходим от парадигмы обмена документами
между организациями к парадигме публикации и подписки. Сейчас западные, да и
уже российские финансовые компании, интересуются технологией blockchain,
которая представляет собой распределенный регистр прав на цифровую
наличность или другие обязательства. Здесь интересна не сама криптография, а
изменение подхода: если раньше мы считали, что документ из организации А
должен быть передан в организацию B, для того чтобы они совместно
предоставили скажем услугу гражданину, то сейчас говорим о том, что
достаточно опубликовать документ в открытом регистре, доступном для других
организаций, и он может быть использован для совершения тех или иных
операций. Это достаточно серьезное изменение подхода, я думаю, что
значительная часть документооборота уйдет в сценарии публикации документов в
распределенных регистрах с последующей подпиской, получением уведомления об
изменения статуса документа и т.д.
Как вы считаете, цифровая трансформация
– это удел только крупных компаний?
Максим Смирнов:
У крупных компаний есть серьезное ограничители в деле цифровой трансформации
– это собственные ИТ отделы. Пока компания не “дигитализирует” свои
ИТ-операции, им будет сложно предоставлять цифровые услуги клиентам и
партнерам. Мы уже проговорили, что у крупных ИТ-отделов есть большой багаж
неэффективных процессов и унаследованных приложений. Багаж систем, которые
не были цифровыми изначально, в отличие от интернет-сервисов, которые
изначально разрабатывались так, чтобы ими пользовали люди, поддерживали
люди, разрабатывали люди. Поэтому средним организациям намного проще перейти
в digital, чем крупным. Они могут с «чистого листа» строить цифровые
сервисы, основываясь на опыте интернет-гигантов.
Опубликовано на: ecm-journal.ru